Адвокат П. был назначен судом для защиты осужденного К. Интересы доверителя он представлял в течение двух дней. Первый день П. был занят ознакомлением с материалами дела, второй — участием в судебном процессе. Затем адвокат по собственной инициативе попросил разрешения ознакомиться с материалами заседания суда кассационной инстанции. П. получил копию протокола по электронной почте и подал заявление о выплате вознаграждения в размере 2 359 рублей.
Кассационный суд отказал защитнику, пояснив что адвокат должен действовать в интересах и с согласия своего доверителя. Однако от К. не поступало просьб на ознакомление с протоколом и в материалах дела нет сведений, что защитник обсуждал с осужденным свое намерение ознакомиться с материалами судебного заседания. П. решил отстаивать свои интересы в ВС.
Позиция ВС
ВС напомнил, что:
- Вознаграждение адвоката по назначению за юридическую помощь – это процессуальные издержки и они могут быть взысканы с осужденного (ст. 131 и 132 УПК РФ).
- Кодекс профессиональной этики не позволяет действовать адвокату вопреки законным интересам доверителя и оказывать ему юридическую помощь, руководствуясь соображениями собственной выгоды, безнравственными интересами.
- В материалах дела нет прямого волеизъявления осужденного на действия адвоката по ознакомлению с протоколом заседания кассационного суда.
Позиция суда о том, что действия адвоката не связаны с защитой интересов осужденного и не могут считаться оказанием ему юридической помощи, является мотивированной. ВС оставил без изменения постановление нижестоящей судебной инстанции и отказал адвокату в удовлетворении жалобы.